Поход по Крыму, май 2015. Маршрут глазами участника.

Маршрут: г. Симферополь – г. Бахчисарай – Тепе-Кермен — пос.Научный – дол. Р. Коса пещ.Мраморная ––род. Беш-Коба – пер.  Кизгич(1А) – т/с Сосновка – Перевальное – Сев. Демерджи – поляна МАН – пер. Хаос (1А) – Юж. Демерджи — вод. Джурла – вод. Джур-джур – т/с Ай-Алексий – пер. Андус/Алачуг (1А) – Караби – ур. Чигинитра– пос. Рыбачье

Поприветствуем участников

1 мая.И кому надо было каркать в аэропорту, что сейчас будет какая-нибудь фигня?! Погрузились, правда , нормально. А вот в Симферополе… Летели себе два рейса, Москва — Симферополь и очень они были близки друг другу, и по времени, и авиалинии одни и те же, и багаж они решили везти вместе. Приземлился наш самолетик, за окном +15 солнышко, а вот багаж что-то задерживается: один рюкзак прилетел, а второй не торопится. Зато на ленте крутится энное количество невостребованных чемоданов. Встали в очередь «розыск багажа». Время 13.45. В 14.00 мы встречаемся на ж/д вокзале Симферополя с группой.

13.55. УРА!!! Прилетел следующий рейс, а с ним и мой рюкзачок J Походу быть!

Бегом несемся из аэропорта, в 14.50 электричка в Бахчисарай.

Фууффф… Успели! Из Аэропорта до ж/д вокзала Симферополя троллейбус №9 идет примерно 35 минут.

В электричке уверенно заявляю, что у нас есть полтора часа до Бахчисарая. Народ начинает активно разбирать рюкзаки и перекладывать вещи.

М-да… логист из меня не очень.

на станции Бахчисарай

на станции Бахчисарай, отходим от стресса

Минут через 40 пути меня заставили посмотреть, когда же мы прибываем. На часах 15.40, в расписании прибытие в 15.35. Как же хорошо, что у меня часы спешат!

У входящих спрашиваем: «Это какая станция? — Бахчисарай!» Быстро хватаем рюкзаки и весь бардак, раскиданный по вагону и бегом на платформу.Успели! Получила палкой по голове от руководителя. Запаковываем рюкзаки и вперед на абордаж! Эм… просто вперед искать местных МЧСников.

16.30 Привал рядом с Ханским дворцом. А в Бахчисарае, оказывается, есть очень не плохой парк с уклоном в зоопарк.

под стенами МЧС. Ждем руководителя

17.15. Регистрируемся в МЧС. Первый квест по ориентированию пройден. МЧС находится от школы первый поворот налево или вдоль ручья по прямой. Вдоль дороги растут пирамидальные тополя. Выше школы в музее усадьбе находится пункт КСС.  Они тоже регистрируют группы, но все же нам нужны не они. Первый майский сезон после присоединения Крыма к России. Многие надписи и реклама на украинском, в МЧС тоже пока ставят украинские печати.

17.40 Выходим из Бахчисарая по тропе к Тепе-Кермен. С тропы открывается вид на Успенский пещерный монастырь, одну из основных святынь Крыма и гору Качи-Каньон

20.10  Дошли до места нашей первой ночевки. Стоим наверху почти под пещерным городом. Хотя Тепе-Кермен у нас в программе, на  него мы, к сожалению, не пойдем. До полуночи распределяли вес общественной снаряги и еды. Завтра тяжелый ходовой день.

2.мая

План на день

6.30 подъем. Я как всегда везунчик, поэтому дежурю первой. Грустно взлянув на Тепе-Кермен впрягаемся в рюкзаки.

8.45 уже на маршруте. Идем. По пути набрали воды в роднике, рюкзак потяжелел еще на полтора кг. Дорога уходит на т/с Научный. Впервые у меня в походе штурманит не руководитель. Впрочем, Саша неплохо справляется. По азимуту дошли до нужной дороги.

10.30. Привал. Сидим напротив потрясающих видов на Чуфут-Кале.

Виды с привала

К обеду дошли до поселка Научный. Приветливые местные жители попытались отправить наслаждаться видами, но уставшие голодные туристы уже плевать хотели на местные виды. В поселке есть обсерватория.

Идем по балке. Мда… самым медленным участником я еще не была, впрочем, и рюкзак у меня в походе обычно полегче. Разгрузили. Теперь почти не отстаю.

Поднялись. Наверху привал, народ залипает на облака. Козел превратился в дракона, который попытался съесть Серегу. Медленно захлопывающаяся пасть, челюсть отвалилась, Сергей выжил.отдых

К вечеру наш штурман потерял компас. За что был разжалован на ближайшие пару дней.

Спустились до реки Коса. Дошли в темноте зато водичка рядомJ

Просто тяжелый ходовой день длиною в 21 км.

3 мая. Утро. Пасмурное утро. Народ неторопливо выбирается из палатки. Завтрак. У палатки парней утренняя йога от Антона. Все собрались, ждем Лену с Яной. Денис грозится последнему внеочередным дежурством: «Кто соберется после меня будет внеочередным дежурным!» Суровый у нас командир. И кто же это будет? Похоже, у Лены шансов больше… Командир лютует: «Почему сегодня собираемся так долго? Вчера собирались лучше, ребята.

— Вчера не клеились.

— Клеимся вечером!

— К кому?»

Обед продолбали. Запилили в какие-то «замечательные места».

крутой спуск без дорог

Замечательные места

Спускаемся вниз по крутому склону. По мне лучше идти так, чем идти по ровной дороге, по крайней мере здесь никто не бежит. Первые травмы. Теперь разгружаем Сергея. Спустились до ручья, устроили поздний обед. У Саши обнаружилось много лишних вещей, среди них кило леденцов. Приятно… Предлагает в поселке отправить все лишнее домой. Ага, почтой России.   Наконец выбрались из оврага.

17.45 начинается дождь. Входим на территорию заповедника рядом с Эклизи Бурун. Мы прошли тихо как тени, и лесники нас не заметили. Встретили трех промокших путников.

Лосиная кормушка

Привал в заповеднике

Вечер. Дождь. Как же хорошо быть не дежурной. Сидишь себе в палатке под мерный перестук капель. Красота!

Сегодня чуть-чуть не дошли до 20 км.

4 мая. Утро. Сборы под дождем. Подъехали лесники. Сдох мобильный, а заодно и все аккумуляторы в видеокамере. Печалька. Нас накрыл мордрад.

10.46 Перед нами открывается панорама белого листа. Видимость метров 30.

панорама белого листа

Фотопривал на фоне дерева в тумане.

11.00 Стоим, клеимся. 10 м снова клеимся.

Сегодня у нас должен быть перевал, но в таком тумане мы обошли его стороной. Обеда не было. Холодно и мокро. Потупили с полчаса на склоне, погрызли карманку и пошли дальше.

Блуждаем в тумане в поисках источника воды. Отдыхать как-то не очень хочется, зябко. Держим путь на пещеру Мраморная. Нежданно в тумане встретили машину. «Ура!

Пещера Мраморная

Люди!» Это они про нас. Ребята спелеологи, заблудились в тумане в тропках, дорожках. Послали их в нужном направлении. Уехали. Не успели мы пройти и 500 м, видим, возвращаются. Прошли еще 200 м. Едут обратно, но уже с еще одной машиной, видать пешим туристам не доверяют.

Т/с Мраморная больше нет! Теперь это территория заповедника. Стоять можно на т/с Оникс-тур.

Распогодилось. Попытались пообедать в местном буфете. Одно расстройство.  Разжиться можно разве что бутербродами, но голодных туристов не вдохновляет. Впрочем, договорились о воде и за буфетом пообедали на полянке метром на 50 ниже Мраморной. В такие дни хорошо не дежурить, сидишь спокойно сушишься, пишешь. Решаем вопрос с экскурсией в пещеру. Данные интернета о 350-500р. экскурсия в целом не врут. За 350 р. осматривается лишь малая часть пещеры. Решили взять максимум. За 500 р. экскурсия длится полтора часа. За это время осматривается вся оборудованная часть системы. Студенческой скидки на посещение нет. Все платят по 500 р. Пещера интересна, но без большого восторга. В пещере есть зал с замечательной аккустикой, где раньше проводился фестиваль бардовской песни. Сейчас из-за большой популярности мероприятие его перенесли наверх, а в зале предлагают спеть всем желающим, попасть туда впрочем, можно только в составе полного экскурсионного маршрута.

Пещера Мраморная

Пробуем сократить путь: пройти по тропе до Эмине-баир-Хосар. Снова встретили радостных потеряшек. Решили, что одной пещеры хватит, поэтому в Мамонтову не пошли.

дорога на Оникс-тур, группа туристов

дорога на Оникс-тур

Оникс-тур – оборудованная туристическая база с домиками и возможностью поставить палатки по 100 р. с человека. Главное там есть вода. Но мы не ищем легких путей! К тому же у нас есть навигатор. Побродив с ним по окрестным полям, наши бравые разведчики нашли родник Беш-Коба. Он находится в небольшом понижении и защищен от ветра, наши 4 палатки поставили без проблем.

5 мая. Ленивое утро. Не спеша завтракаем, сушим вещи. В 9.20 вышли. До перевала Кизгич (Южный Куртаир) всего 600 метром. Сегодня мы больше стоим, чем идем. Вокруг поля. Нежданно появляется обрыв (ну, т.е. наш перевал).

Перевал Кизгич, вид сверху

Денис бегает по краю обрыва ищет, где мы пойдем. Мы кропотливо разбираем все попадающиеся нам туры. Часть туров отмечают дорогу, часть просто пусты. Перевальной записки мы так и не нашли. Оставили свою в туре, отстоящем от дороги, уходящей на спуск.

перевал Кизгич Южный Куртаир

Перед взятием перевала.Перевал Кизгич Южный Куртаир

перевал Кизгич

перевал Кизгич (Южный Куртаир)

10.40. Начали спуск.За час, траверсируя травянисто-осыпной склон, спустились до притока  Ангары. Почти внизу спуска прошли небольшой скальный участок, встречаются участки мелкой осыпи. Река обрывается вниз водопадом.  Выше на реке еще маленький водопадик и порожки. Живописно. Сидим хомячим под мурчание воды. Денис с Антоном бегают в разведку, Вика на краю водопада чистит зубы. Солнышко.

Обошли водопад по правому берегу, и упилили в кусты. Дошли до небольшого кулуарчика (скользкие листья и камни). Бросили веревку на спуск.

дюльфер

12.35 Дюльферяем. Вот где каски пригодились-то! Каждое движение стоящих сверху людей вызывает падение камней на спускающегося. Прилетело в голову только Ире.

В безопасной зоне. Спуск 9 человек занял примерно 1.30-1.50. Сложный участок пройден. Теперь по кустам и прошлогодней листве до дороги.

Командир:

— до дороги системы не снимаем!

— С нашими дорогами-то?!

Спустились до дороги (весьма приличная дорога, надо сказать). Стали рядом на берегу реки. Нас с первым перевалом, а руководителя с первым руководством перевалом! Сегодня у нас рекорд: прошли 2км и больше не пойдем! Полудневка. Погода отличная. Сергей с Викой ушли в Перевальное за сигаретами, остальные наслаждаются возможностью заняться собой.

Северная Демерджи

6 мая.Ранний подъем. Вышли в 8.30. Там где вчера ребята бродили реку, перешли по мостику метров 100 выше по течению. Идем через ресторан, здесь что-то готовят из сказочных героев.  Сегодня штурманы над нами издеваются! Вместо того что бы мирно идти вдоль дороги по обочине, мы обходим дорогу! Уже пару раз поднялись вверх, траверсировали склон. И снова траверс. Дорогу таки обошли. Наш суровый медик заставляет проверяться на клещей. Вот вы видели клещей в Крыму в мае? Вот я 4года подряд ходила не видела, а в этом году поймала сразу двух. Рецепт анти-клещ от Лены: У меня ботинки в носках.

Сегодня у нас цивилизация. Ограбили местный магазин в Перевальном. Мороженое это чудесно. Купили вкусняшек еще и на ужин.

После обеда поиграли в снежки. Вечереет. В программе еще подъем на Северную

цветы

маленькое, пушистое чудо с вершины Тырки

Демерджи. По дороге самые активные сбегали на вершину Тырки.

19.30. Травянистые склоны… Не люблю травянистые склоны. На Демерджи нас снова накрыло облако. Солнце зашло. До поляны МАН спустились в полной темноте. По склону до дороги и еще с пол часа по дороге. Боевой дух низкий. Антон говорит, что 20 км с набором высоты в 1000 м это не гуманно. Группа молчаливо соглашается. Все за день упахались. Даже народ, ходивший на Тырки сдулся и только лениво огрызается.

Один из самых тяжелых дней похода. Зато в мужчинах романтика проснулась: цветочки дарить начали=)

перевал Хаос

7 мая Сегодня жарко. Утро началось поздно: в 7 встали дежурные. Выход намечен на 10 утра. Не торопливо собираемся.

«На перевал нужно идти в галстуке. Перевал может разозлиться, если ты на него без галстука пойдешь. Особенно высокий.»

Сегодня у нас перевал Хаос. Денис обещает веселье на крупной осыпи. Время прохождения зависит от удачи.

К 11.30 спустились к подножию Демерджи. Часть самых любопытных ушла на крепость Фуна. Что-то я обленилась куда-то ходить. Ощущений и так хватает. В крепость, вернувшиеся не попали, вход платный, + экскурсия на полтора часа, в КВ бы точно не уложились. Мне её отрекомендовали как груду камней.

15.40 Взяли перевал Хаос. Лабиринт из больших камней в перемешку с колючими кустами и небольшими участками сыпухи. Высота 970 м. Обедаем. Завпит у нас любитель экзотики, так что на сухом обеде у нас присутствует в частности тофу жаренный в соевом соусе. На вкус сладкий, довольно специфический.

Сегодня у нас нет времени отдыхать после перевала. Идем на Южную Демерджи. В целом ничего примечательного, не слишком выдающийся холмик, с перекрестком трех дорог (не хватает камня с надписью «на право пойдешь…») По пути зашли на скалу святой Екатерины. Прекрасные виды, как сверху, так и на подходе. Стоим на озере недалеко от водопада Джурла. Прошли 11 км. У нас довольно много соседей

Джурла, нижняя ступень

. Вначале окрестность оглашала музыка. Потом эти уехали и в соседях остались только ребята с Домбаса. Наш курящий юный друг пошел стрелять сигареты. Не знаю как насчет сигарет, но вернулся он с хорошим шматом сала. Талант.

8 мая.Полудневка. Гигиена сорвалась, испортилась погода. Ночью шел дождь.

Пасмурно. Полудневка получается грустненькой, поэтому на неё забили. Пошли по маршруту. Озеро, по данным нашей ночной разведки – грязная лужа с кучей осколков, оказалось не так уж плохо.

Так что далеко мы не ушли, половина группы внезапно обнаружила в себе потребность помыться на дорожку.

Лениво выползло солнышко. Ветрено. При входе на водопад предупреждающая табличка  о наличии  на туристической тропе энцифалитного клеща.

Джурла. Водопад имеет несколько ступеней: нижний каскад, видимый с тропы и в верхний каскад, на который нужно подняться по скалам. Верхний каскад очень рекомендую увидеть, под ним есть ванна для купания страждущих.

водопад Джурла, Верхняя ступень

водопад Джур-Джур

На Джур-джур пошли несколько не стандартной дорогой через источник Нефань-Узень. Вместо источника нашли на вершине плато большую болотистую лужу (пруд?), поросшую осокой. В горах, однако, экзотика. Дороги обозначенной на GPS мы не видели хотя судя по треку пересекали её. Тропа идущая по хребту не устроила Дениса, и мы, поблуждав по кустам, повернули обратно. К счастью спускаться сильно не пришлось, тропа, известная нашему руководителю, пошла вдоль склона к источнику Аркадий.

Стоим на 100 метров ниже источника на безымянной стоянке с местом для фото. Видами, впрочем, нам насладиться не удалось, ибо нас снова догнал туман.

Сегодняшний день официально объявлен днём Сусанина!

В седьмом часу дошли до Джур-Джура. Может быть, из-за не праздничных дней, может позднее время сыграло свою роль, но кордона на пути к водопаду мы не встретили. Кассы уже не работали, так что к водопаду мы прошли свободно. Из неприятного: поразили горы мусора рядом с урнами. В предыдущее посещение Джур-Джура, территория вокруг водопада была более облагорожена, мусор вывозили, стояли палатки с сувенирами. Впрочем, скорее всего, просто не успели вывезти. Рядом с водопадом мусора нет.

Водопад. Мощь воды потрясает. В мае водопад мощный, полноводный, очень красивый в нежной зелени первой листвы.

Перевал Алачук

Наша цель – т/с Ай-Алексий. Темнеет. Идем по тропинке, пересекая небольшой ручей. На этом ручье нам и суждено заночевать. Свои 20 км  мы честно сделали.

9 мая.5 минут до выхода. Сегодня перевал + нужно дойти, то что не дошли вчера. Поэтому подъем ранний. В 8 мы конечно не вышли. Сидим, тупим ждём отстающих.

Подходим к перевалу. А вот и Нефань-Улузень, нашелся=) Мощный источник с водостоком.

Попили водичку и в бой! Впереди Алачук. Поднимаемся по довольно крутому травянисто осыпному склону почти до середины перевала. Дальше  — интереснее. Лес, колючие кусты, сыпуха. Здесь я наловила камушков. Все ноги в синяках. За 50 метров до перегиба (ориентир две округлые скалы с расщелиной посредине, мы вышли на плато правее них) склон снова становится травянистым. Подъем занял чуть больше двух часов.

На плато сильный ветер. Тур с запиской не нашли. Соорудили свой тур, там, где вышли с перевала. Так что не проходите мимо, ребята старались!

Сбор тура

Ребята собирают тур. Внутри записка. Не проходите мимо!

Урочище Чигинитра

14.30 Обед. Пока сидели в лесу ветер, не сильно ощущался, но как только обогнули холм и вышли на плато, сразу почувствовали

силу стихии.

На плато по дороге, немного срезая углы по тропкам, вышли на дорогу вниз, к Чигинитре. С этой стороны ветер чувствуется меньше. Скоро с дорогой нам пришлось распрощаться и свернуть на крутую тропку, ведущую к Чигинитре.

Урочища Чигинитра — небольшая уютная полянка, затерянная на склоне гор с потрясающими видами на плато и наш перевал.

перевал Алачук, вид с Чигинитры

У нас будут соседи: одинокий путник Евгений, спустившийся с гор.

10 мая.Сосед сбежал еще до подъема. Сегодня последний ходовой день. Спускаемся с Чигинитры в Рыбачье, по той же крутой тропке. Вышли поздно в 10.15.

10.45. Первый привал, еще 2-3 часа и мы у моря.

А вот и дорога. Идем вдоль начинающих зеленеть виноградников, рядом бежит р. Алачук. Не доходя до Рыбачьего, на поляне устроили ранний обед.

Море

Здравствуй море!

Да, такого на побережье Крыма я еще не видела. Город словно вымер. Только вдоль трассы и на пляже теплится жизнь. Работает всего пара магазинов. Из жителей в основном пенсионеры и местные пьяницы. Все кто мог, уехали в крупные города.

Наша группа разделилась. Я и Денис остановились в небольшой, уютной гостинице Натали. Номер 600 р. на двоих. Серёга уехал. Остальные решили ночевать на пляже у моря.

Разместившись в гостинице, пошли с ребятами до стоянке на пляже. Вечер чудесный. Море. Поиграли в Иманженариум. Поужинали. Стемнело и мы пошли до «дома».

11 мая.12.00 заказали микроавтобус до Симферополя. На группу можно на станции попросить номер телефона водителя, обойдется гораздо дешевле, чем ловить такси самим.

Как же хорошо, что мы успели помыться и привести себя хоть немного в порядок! Вылет нашего рейса отложили, а потом еще и задержали. В общем в Москву мы прилетели поздно и не без приключений.

P.S. Ну и как же без красивого заката напоследок 🙂 Отдельная благодарность всем фотографам Елене Пудовой, Ирине Кобозоевой, Виктории Каталовой, Александру Поречному, Денису Байдину

P.P.S Технический отчет о походе с описанием прохождения препятствий и перевалов смотри здесь Отчет по Крыму

Закат

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

3 комментария to “Поход по Крыму, май 2015. Маршрут глазами участника.

• Маршрут для настоящих любителей горных просторов; для тех, кто идет в поход, чтобы ощутить и насытиться непередаваемой атмосферой свободы. Ведь наш путь проходит по горной гряде, с одной стороны которой постоянно виднеется Черное море, с другой широкие просторы крымских плато.

• Здравствуйте! На следующий год хочу повести группу в Крым в горную 1ку. Может у вас есть более подробный отчет о походе. вообще буду благодарна за любую информацию. Наш клуб в Крым никогда не ходил, поэтому любая инфо приветствуется, от карт, координат, до контактов водителей и т.д. Будем очень благодарны. Пока маршрут только разрабатываем. Все будет решаться в зависимости от собранной информации. Поэтому вы бы нам очень помогли. Спасибо

• Анастасия
      2 года ago

В горную 1ку в Крыму сходить довольно проблематично (высоты не те). Отчет более подробный есть, смогу выложить ссылку после 1 сентября, тогда же посмотрю контакты которые у меня имеются